Жизнь махалли


Ислам. Уже на протяжении 14 веков его последователи чтят законы Всевышнего, которые были ниспосланы пророку Мухаммаду, да благословите его Аллах и приветствует. Даже если ислам официально утвердился на земле Булгар в 10 веке, проникать это вероучение начало еще раньше. Ислам дал Булгарам государственность, культуру и высокую нравственность, которая помогла татарам сохранить национальный дух и самобытность. 
ПРОИСХОЖДЕНИЕ ТАТАР. ТЕОРИЯ ПЕРВАЯ 
Существует 3 теории происхождения татар. Тюркско-татарская теория связывает появление татарского народа с тюрками. Первые группы тюрок появились в Восточной Европе в 4 веке н.э. Тогда в составе гуннов они приняли участие в Великом переселении народов. В 5 веке держава гуннов распалась, образовавшийся в Северном Причерноморье политический вакуум лидерства заполнили тюркско-огурские племена. Они, в основном, и вошли в созданный Тюркский каганат, который был сильным государством и просуществовал с 551 по 603 гг. н.э. Его территория простиралась от Маньчжурии на востоке до Западного Предкавказья на западе и от Верхнего Енисея на севере до верховьев Амура на юге. После этого государство разделилось на Восточно-тюркский и Западно-тюркский каганаты и просуществовало до середины 8 века. Наиболее известным сторонником тюркского генезиса татар является историк Д.М.Исхаков. 
ПРОИСХОЖДЕНИЕ ТАТАР. ТЕОРИЯ ВТОРАЯ 
Монголо-татарская теория появления татар исходит из приоритета монгол в формировании татарской нации. Начиная с 6-8 веков н.э. многочисленные монгольские племена жили в степях Средней Азии. Все племена, живущие севернее их, китайцы называли общим термином татары, т.е. варвары. После переселения из Центральной Азии в Европу монгольские группы, этнически близкие татарам, смешались с кипчаками. В период Улуса Джучи они приняли ислам, тем самым, положив начало культуре татар. Самым примечательным приверженцем монгольского происхождения татарского этноса остается историк РГ. Фахрутдинов. 
ПРОИСХОЖДЕНИЕ ТАТАР. ТЕОРИЯ ТРЕТЬЯ 
Булгарско-татарская теория этнического генезиса татарского народа основывается на утверждении, что основой появления татар стала народность булгар. Булгарские племена, появившись на побережье среднего Дона, в конце 7-го века переселились оттуда в Поволжье. В 8-9 веках они вели полукочевой образ жизни. Во второй половине 10 века булгары разгромили Хазарский каганат, появившийся еще в начале 7 века, и основали собственное государство - Волжско-Камскую Булгарию. Начиная с 10 века, происходит ассимиляция булгар с кыпчакскими и огузо-печенежскими племенами, а также с народами мадьяр и буртасов. Кроме собственно булгар, в состав Волжской Булгарии входили башкиры и буртасы. На этой основе и образовался татарский этнос. Одним из наиболее известных сторонников булгарского появления татарской нации был С.Х.Алишев. 
ИСЛАМ И БУЛГАРЫ 
Ислам как религия возникает в 611-ом году, когда 40-летний пророк Мухаммед (мир ему) начинает распространять слово Аллаха, которое закреплено в священной книге всех мусульман - Коране. В 8-9 веках Ислам широко распространяется на Кавказе и Средней Азии. В Хорасане (северо-восток современного Ирана) он вообще становится государственной религией. Уже в 8 веке некоторая часть булгар приобщилась к Исламу, особенно начиная с 737-го года, когда могущественный Хазарский каганат был завоеван арабским полководцем Мерваном. Другие булгары приняли Ислам в 825-ом году, когда ханом Волжской Булгарии был Айдар.Об этом дошли многочисленные легенды. Вот одна из них, приведенная в книге булгарского историка Якуба Нугмана: «Один человек из мусульманских купцов приехал в Булгар из Бухары. А он был знатоком Ислама, хорошо знавшим медицину. И заболела жена царя, и заболел сам царь тяжелой болезнью. И лечили их лекарствами, которые у них приняты. И усилился у них недуг, так что стали они оба опасаться смерти. И сказал им этот мусульманин: «Если я стану лечить вас и вы поправитесь, то примете мою веру?» Оба они сказали: «Да». Он их лечил, и они поправились и приняли Ислам, и принял Ислам народ их страны».В те времена центром стран, исповедовавших Ислам, был Багдадский халифат со столицей в одноименном городе. В нем жил высший религиозный деятель мусульманской веры - халиф.Булгары должны были получить его благословение после принятия Ислама. В начале 8 века Багдад предоставил Булгарии финансовую помощь и строителей для возведения крепости в войне против Хазарии, исповедовавшей иудаизм. Вступление в отношения с этим богатым государством еще больше повысило авторитет Волжской Булгарии в мире. 
АЛМЫШ-БУЛГАРСКИЙ ХАН 
В начале 10 века булгарский хан Алмыш (Ягъфар Абдулла-углы) боролся за объединение племен булгар, отстаивая суверенитет своего государства. В начале 20-х годов 10 века он послал в Багдад посольство с богатыми подарками. В своем письме он просил прислать ему строителей для строительства городов и мечетей и деньги для содержания учителей Ислама. Багдадцы с большой радостью согласились помочь далеким северным соседям. В июне 921-го года громадное посольство, которое состояло из багдадских знатоков Ислама, учителей, строителей, ремесленников, направилось в Булгарию. В качестве наставника религиозных богословов и для письменного описания путешествия назначен был Ахмет ибн Фадлан. Его записи сохранились и до наших дней. Вот некоторые отрывки из его дневника. 
«...Дорога была тяжелая и опасная. И вот, наконец, в прекрасный воскресный день 12 мая 922-го года Багдадское посольство прибыло в Булгарию. Когда до ханской ставки оставался двухдневный путь, Алмыш со своими многочисленными приближенными и охраной выходит им навстречу. Как самых дорогих гостей встретил их Алмыш - сошел с коня и низко поклонился. По обычаю, над гостями рассыпали золотые и серебряные монеты, в их честь собрали большой пир. Стоя слушали жители письмо халифа булгарскому царю. В соборной мечети совершили намаз, пожелали здравия халифу и булгарскому царю».Скоро Ислам распространяется на всю Булгарию. Однако булгары не сразу забыли религию своих предков - тенгрианство: поклонение Тенгри. Нередко Аллаха одновременно называли и Тенгри. Принятие Ислама оказало значительную роль в духовной консолидации булгар, поэтому скоро они объединились и территориально. Хан Алмыш объявил себя посланником Аллаха на земле. Племенам, которые не подчинялись ему, он грозил: «Аллах подарил мне Ислам и мусульманское государство, я его раб, но кто противиться мне, к тому пойду с мечом». 
ИСЛАМ В БУЛГАРАХ. ВТОРОЕ ТЫСЯЧЕЛЕТИЕ 
Кроме укрепления в Булгарии государственности, Ислам достаточно быстро оказал содействие булгарам в развитии городов, торговли и ремесел. Волжская Булгария устанавливает дипломатические и другие отношения с исламскими странами, которые в то время являлись одними из наиболее развитых в мире. Таким образом, были созданы определенные предпосылки для проникновения научных и культурных достижений этих стран в Булгарию. В 1989-ом году мусульмане Поволжья и Приуралья провели празднование 1100-летия по мусульманскому календарю приезда багдадского посольства ибн Фадлана в Волжскую Булгарию. Они посетили руины древнего города Булгар и совершили намаз в честь булгар - предков татар и первых мусульман в крае.

Сура "Ихляс", раскрывает наиболее важную часть концепции ислама — учение о Боге. 
Существует повествование о том, как однажды многобожники обратились к пророку, мир ему и благословение, со словами: "О, Мухаммад, поведай нам о происхождении твоего Господа". Ответом на их просьбу было ниспослание этой суры, где Бог сам поведал о себе. В ней так и говорится "Скажи, (ответь им, о Мухаммад)…

   13 января 2009 года по милляди 16 мухаррама 1430 года исполняется 1120 лет со дня официального принятия Ислама в Волжской Булгарии. В тот же год делегация - посольство от Халифа правоверных Аль Муктадира Биллях из Багдада под предводительством Сусанна Расиби, секретаря посольства Ибн Фазлана, в сопровождении нескольких тысяч мусульман прибыла в город Булгар - столицу государства Волжская Булгария. Перед высоким посольством Булгарский султан Алмуш хан, глава булгарских кланов, знатные люди, военачальники и народ столицы официально подтвердили свою принадлежность Исламу. 
   Каждый год на священной Булгарской земле мусульмане проводят праздник благодарения Всевышнего в честь этого исторического события, куда стекаются несколько десятков тысяч верующих. Праздник джиен проходит традиционно летом в июне, но по календарю хиджри 16 мухаррам в этом году совпадает с 13 января. По этому поводу в Булгарах пройдет выездной меджлис ЦДУМ России. Куда прибудут все Муфтии, Казыи и Ахунды ЦДУМ России под предводительством Верховного Муфтия, Шейх-уль-Ислама Талгата Таджутдина. В Булгарах ожидается общая заупокойная молитва по всем мусульманам Волжской Булгарии и мученикам. 
   Мусульмане Булгарского государства 1120 лет тому назад добровольно приняли веру Ислам, как и наши соотечественники, приняли Христианство в Киевской Руси 100 лет спустя, во время правления князя Владимира. 
20 лет тому назад по инициативе ДУМЕС - ЦДУМ России и лично Муфтия Талгат хазрат Таджутдина в г. Булгар, ныне Спасского района Республики Татарстан, прошли торжественные мероприятия с участием иностранных гостей более чем из 20 стран, по случаю 1100 - летия со дня официального принятия Ислама в Волжской Булгарии и 200-летия со дня открытия ОМДС-ЦДУМ России. С тех пор каждый год число участников празднования только увеличивается. 
   С праздником вас, все соотечественники и мусульмане.

ЦРО Духовное управление мусульман
Луганской Народной Республики

ЛНР, г. Луганск, Павловская ул., 28
Тел. 8 (000) 000 00 00
E-mail: info@islam-lnr.ru

Духовное управление мусульман Чувашской Республики — Муфтият Чувашии, объединенная организация мусульман Чувашский Республики. Муфтият был создан 18 мая 1994 года на учредительном собрании махаллей Республики. В состав ДУМ ЧР входят все действующие мечети Республики и общины. ДУМ ЧР действует в составе Духовного собрания мусульман России.